Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

11.11.2021 - Мое знакомство с Окским заповедником. Оксана Михайловна Бутенко

Первое мое знакомство с заповедником случилось 2 июня 1955 года.



В те далекие годы добраться до Брыкина Бора было непросто, особенно в межсезонье. Капитальный мост в Рязани построили только в 1972 году. До этого переправлялись через Оку по деревянному плашкоуту, который в половодье и ледостав разводили. Весной приходилось от ж/д станции Шилово плыть на катере по разливу до Копанова, дальше до Ижевской пристани.

Мы, три студентки кафедры энтомологии МГУ (Татьяна Калакутская, Валентина Горлова и я) добрались из Москвы до Брыкина Бора на грузовике, причем с ночевкой в Кирицах.

В это время на Центральной усадьбе заповедника уже базировалась группа биофаковских студентов-зоологов 3 курса под руководством преподавателя доцента Николая Николаевича Карташова и лаборанта Кирилла Зыкова. Жили ребята на чердаке «тепловского» сарая. Нас же поселили в «восьмом доме», в маленькой комнате по соседству с комнатой, в которой жили Николай Николаевич Карташов и его отец Николай Николаевич Карташов-старший.

О последнем хочется вспомнить особо. Невысокого роста, сухощавый,улыбчивый, быстрый в движениях, по натуре — натуралист, в прошлом — таксидермист, по сути — «старый солдат». Николай Николаевич-младший казался довольно сумрачным. На фронт он ушел студентом биофака МГУ. Прошел ее в должности ветфельдшера конного дивизиона.

Наш дом № 8 стоял на краю большой поляны; почти в центре ее находился общественный колодец-журавль. В соседнем доме жила семья замдиректора по науке Владимира Порфирьевича Теплова. Помню, как совсем мелкий трехлетний Теплов-младший — Витюшка, высунувшись в свое окно, бывало, привлекал наше внимание возгласами: «Эй, вы, девчонки!». Такими девчонками и мальчишками были тогда мы — студенты для Владимира Порфирьевича Теплова и других обитателей Брыкина Бора.

В нашем маленьком жилище спать мы угнездились на полу, на набитых сеном наматрасниках, втроем под одним моим шатрообразным (армейским) пологом. Иногда в Брыкин Бор с Липовой горы приходила наша однокурсница — зоолог Иветта Грузова (в будущем - Иветта Марковна Сапетина, научный сотрудник заповедника) со своей собакой-лайкой по имени Гром. Их тоже брали на ночлег под «шатёр».

Июнь... В доме нашем полно комаров, как и снаружи. Пыльные с дороги мы решили искупаться в Пре. Шутник Кирилл Зыков объяснил: «Девочки, когда вечером ляжет роса - комаров не будет». Дождались вечера, спустились к реке, быстро попрыгали в воду, а обратно... кое-как одетые, бежали, спасаясь от тучи комаров (не догнали нас и не съели!).

Утром перетащили привезенные из Москвы продукты в общий «студенческий котел» на Смолянку. В те годы на поляне «Смолянка» (Лакашинское лесничество), где в давние времена работала смолокурня, находился хутор. Жила там семья Симутиных: тетя Соня, дядя Коля, их дочь Нюра и внук-подросток Саша, в будущем офицер Генштаба, прошедший Афганистан. Так вот тетя Соня подрядилась готовить и кормить в своем доме нашу студенческую ораву, вместе с двумя Николаями Николаевичами Карташовыми.

Рабочие места для нас, энтомологов, определили на 2-м этаже Управления заповедником. В то лето Управление уже помещалось в кирпичном доме с колоннами постройки 1879 г. (там сейчас современный музей Природы и Визит-центр ОГЗ), принадлежавшем в позапрошлом веке помещику Беклемишеву. Раньше оно находилось в деревянном доме напротив тогдашнего магазина (см. схему Б. Бора).

В лабораторных условиях мы обрабатывали свои собранные для дипломных работ материалы. Вместе с зоологами ходили на экскурсии, в том числе однажды с ночевкой на Липовую гору. Мост через Пру в те годы был деревянный, наплавной. В половодье и по высокой воде его убирали или он уплывал самостоятельно. В начале июня 1955 года моста не было. Через Пру переправлялись на лодках. По дороге к кордону все низины в воде, болота полные, ну и гнуса — тьма! Никаких репеллентов и в помине не было. Комары — еще ничего, тучи слепней — это страшней гораздо! Облепляют со всех сторон, даже руку из кармана нельзя вытащить.

Жить в Брыкином Бору с нашими зоологами было не скучно. Развлекались по-разному. Валентин Рахилин забавлялся с лисенком, которого выкормил. Он же однажды ночью покрасил в разные цвета тепловских кур — белых леггорнов на радость студентам и на удивление хозяевам.

28 июля 1955 г. дома у Владимира Порфирьевича Теплова отмечали его день рождения. Всей нашей студенческой толпой с огромным букетом полевых цветов ходили поздравлять.

К концу практики наступил бескомариный рай. Бывало ночами ходили в район Бедной горы слушать волков. Наш зоолог Андрей Вишняков интересовался волками. В темной глуши леса он по-волчьи подвывал, а мы старались услышать ответные волчьи голоса. Было таинственно, страшновато и очень интересно.

В начале августа вчетвером, под предводительством Андрея В. мы совершили «кругосветку» по маршруту «Брыкин Бор-Старое-Полунино-Кормилицин-Лубяники-Брыкин Бор». Ночевали под небом, на урочище Славянка обнаружили котлы, оставшиеся от бывшего там в давние времена стекольного производства. Впечатлений получилось много. Не помешало и то, что поход я провела с перевязанной левой пяткой (она начала нарывать задолго до похода). А для Андрея и Вали Горловой наш поход оказался судьбоносным — через два года они поженились.

Закончилось время практики в Окском заповеднике. На грузовике нас вывозили в Рязань к ж/д вокзалу. Путешествие это впечатлило. Переехали Оку по понтонному мосту (в районе Торгового городка), дальше по Первомайскому проспекту. Посередине проспекта тянулась зеленая зона, засаженная кукурузой. По ней гуляли куры, а из подворотни вылезали поросята. Вот такой предстала перед нами Рязань перед тем, как начала «догонять Америку» и потихоньку отстраиваться.

Уехали из заповедника в тот 1955 год почти все студенты насовсем, а я — на время, чтобы весной 1957 и 1958 гг. приехать сюда аспиранткой, а в конце 1958 г. вернуться в Брыкин Бор навсегда! К мужу!

Всего же в том далеком году на территории посёлка находилось около 12 жилых домов и около 15 прочих строений разного назначения. В их числе Управление заповедника, магазин, баня, контора Лакашинского лесничества, две конюшни, гаражи, складские помещения заповедника и лесничества, а также метеостанция. Размещение основных построек я постаралась изобразить на схеме. По стечению обстоятельств нашим первым семейным гнездом оказался восьмой дом.

Оксана Михайловна Бутенко, кандидат биологических наук
Фотографии из личного архива автора и фотоархива Окского заповедника



Оксана Михайловна Бутенко, 1955 г.

Оксана Михайловная Бутенко, 1962 г. Фото В. М. Пескова


Николай Николаевич Карташов-старший, 1956 г.


Дом № 8 - первый дом семьи Приклонских


Оксана Михайловна с С. Г. Приклонским


Управление ОГЗ, 1956 г. 


Схема поселка Брыкин Бор, 1958 г. 

 

Свои истории на литературный конкурс «Мое знакомство с Окским заповедником» присылайте на электронную почту news@oksky-reserve.ru до 31 декабря 2021 года. Победители конкурса будут определены в возрастных группах 11-15 лет, 16-17 лет, 18 лет и старше. В тексте указывать год вашей поездки.
Истории сотрудников публикуются вне конкурса и могут отступать от правил. Правила конкурса http://oksky-reserve.ru/press/news/2021/05/22/news_827.html
 




Copyright © Окский заповедник.
Все права защищены.
Мы в социальных сетях Окский государственный заповедник в Telegram Окский государственный заповедник в сети Одноклассники Окский государственный заповедник ВКонтакте Канал Окского государственного заповедника на Youtube

A A A