Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

21.06.2019 - История семьи даурских журавлей

Ровно тридцать лет назад мне посчастливилось побывать в новом природном заповеднике Забайкалья – Даурском (организован в 1987 г.). 



Этот заповедник был уникальным для журавлей России местом. Из семи видов, обитающих в нашей стране, здесь обитали пять (даурский, черный, серый, красавка, стерх), в последние засушливые на Дальнем Востоке годы шестой вид – японский журавль – появился здесь на гнездовании.

Первый директор заповедника – Михаил Головушкин, задумал создать на базе заповедника питомник журавлей по аналогии с уже имеющимися в Барабу (США) питомником Международного фонда охраны журавлей и Питомником редких видов журавлей Окского заповедника в Рязанской области. Будучи опытным орнитологом, директор планировал, что за время, пока питомник будет строиться, можно вырастить журавлей, создать пары. На это нужно не менее пяти лет, ведь журавли приступают к размножению не раньше 4 лет от роду. Эту работу должен был выполнить питомник Окского заповедника (далее – Питомник), поэтому меня, его сотрудницу, пригласили для участия в отловах и транспортировке пойманных птенцов в Рязанскую область.

Для жительницы средней полосы европейской России Забайкалье показалось экзотической страной. Две недели были заполнены интереснейшей для орнитолога работой. Были авиационные поиски гнезд даурских журавлей с птенцами, посещения кордонов заповедника. Были отловы для кольцевания журавлей, которые, потеряв способность летать во время линьки полетных перьев, держались в тростниковых зарослях, а также птенцов красавки, соревнуясь с ними в скорости бега. Мне удалось описать состояние оперения и линьку журавлей трех видов: даурских, черных, серых, а позже сравнить в моей диссертации с журавлями Питомника, содержащимися в неволе. Впервые я видела в природе диких стерхов - стая из пяти птиц летовала в окрестностях озера Барун-Торей. Наконец, были отловы птенцов даурских журавлей, которым в ту пору было больше месяца, они еще не могли летать, но бегали очень быстро.

Шесть даурских журавлят из разных семей были пойманы и поселены в комнате деревенского дома. Имена птенцам дал Михаил Игоревич: Дурулгуй, Судунтуй, Борзя, Борохолой, Арал и Ималхын. Пол каждого из них определили значительно позже. Четыре журавленка оказались самками, два – самцами.
Тазики с водой и плошки с кормами стояли рядом с моей раскладушкой, для отдыха птенцов в углу помещения расстелили травяную «перину». Птенцы были дикими и пугливыми, от их способности привыкнуть к новой обстановке, пище и присутствию человека зависела их дальнейшая судьба. Через три дня им предстоял дальний путь в картонных коробках на автомобиле до Читы, в самолете – до Москвы, на такси – до Московского зоопарка, на автомобиле – до Окского заповедника. Все это птенцы перенесли без травм и обмороков.

Переселенцев разместили в птенцовом вольерном комплексе, где кроме них росли еще 11 птенцов четырех видов, родившихся в Питомнике. Даурским журавлятам были присвоены домашние номера Питомника: OR-3-07, OR-3-08, OR-3-09, OR-3-10, OR-3-11 и OR-3-12, где в первых двух буквах зашифровано место содержания журавлей – Окский заповедник (Oka Reserve), цифрой 3 обозначен вид - даурский журавль, две последние цифры обозначают номер журавля по порядку поступления. В конце года информация о птенцах была отослана куратору Европейской племенной книги, в которой им также даны номера.

Казалось бы, самое трудное – транспортировка – позади. Теперь расти себе и радуйся: еды в избытке, хищников нет. Оказалось, болезни и паразиты опаснее. Трое птенцов умерли в течение первых двух месяцев. Выросшие Судунтуй, Арал и Брохолой были помещены в большую вольеру вместе с ручной самкой Норой, выращенной в Московском зоопарке. Такое соседство заметно примирило птенцов к неволе, сделало более терпимыми к людям. Через три года Нору вернули в Московский зоопарк, так как она не обращала внимания на соплеменников, а стремилась к людям.

Следующий период жизни молодых птиц, достигших к тому времени четырехлетнего возраста, заключался в выборе Аралом подруги между Судунтуй и Борохолой, ведь журавли по своей природе моногамы. Для этого в сентябре самца поместили в визуальном контакте с обеими самками, а затем объединили в одной вольере. На следующий день Борохолой заняла лидерство, Судунтуй со следами атаки забилась в угол вольеры, её отсадили. Но уже в ноябре Арал не поладил с Борохолой, побил ее и начал общаться через сетку, разделяющую вольеры, с Судунтуй. В январе 1994 г. обе самки кричали дуэтные партии вместе с Аралом, то есть обе хотели быть его жёнами, чего у журавлей в природе не бывает.

В Питомнике начались «бразильские страсти». Весной в вольере пары появилось гнездо – подстилка собрана в холмик с углублением, в мае наблюдали спаривание, но яйца Судунтуй так и не отложила. Зато Борохолой в соседней вольере на виду у пары снесла два яйца! Следующий ход был за Аралом. Недовольный своей самкой, он стал гонять ее, что, правда, не привело к панике. Борохолой не прекратила борьбы за семейное счастье, в следующем сезоне она вновь отложила кладку и сумела доказать свое превосходство не только Аралу, но и персоналу Питомника, поэтому осенью самок поменяли местами.

Годы совместной жизни Арала и Борохолой можно назвать семейным счастьем. С 1995 г. самка каждую весну откладывала яйца. Часть из них забирали для ручного выращивания птенцов, часть оставляли семье для родительского выкармливания. Всего за годы размножения от пары получено 32 птенца. 12 сезонов журавли были заботливыми родителями. Причем выращивали не только собственных детей, но и «подкидышей». В неволе всегда бывают случаи, когда птицы бросают гнездо с яйцами, или нужны наседки для более ценных в данное время яиц, или идет эксперимент по суррогатному выращиванию. В таких случаях Арал и Борохолой выручали. В разные годы ими выращены птенцы стерха, японского и серого журавлей.

Журавлиный питомник на базе Даурского заповедника так и не был организован: орнитологи приняли решение сосредоточиться на изучении и охране диких журавлей. После 2007 г. спрос на даурских журавлей у зоопарков снизился, на Станции реинтродукции стали размножаться три пары даурских журавлей, их потомство выращивали для выпуска в природу, поэтому инкубацию яиц даурских журавлей прекратили. В гнезде Борохолой их заменяли деревянными муляжами, которые пара насиживала до тех пор, пока не пройдут все сроки для этого процесса.

В 2012 г. яйцо Борохолой послужило объединяющим звеном для пары серых журавлей Брыки и Смолянки. Самцу Брыке в 2004 г. было 25 лет, всю жизнь он прожил бобылем до тех пор, пока молодая самка не полюбила его и смогла пролезть через щель в двери в его вольеру. Образовалась супружеская пара, но птицы не спаривались, зато насиживали кладку. В природе их союз быстро бы распался, так как не было успеха размножения – птенцов. Здесь пригодилось яйцо Борохолой. В возрасте 33 лет Брыка впервые вырастил птенца, хоть и приемного, но журавленка.

Потомство пары Арал и Борохолой жило и живет в зоопарках страны: Московском, Калининградском, Липецком, Ленинградском, Новосибирском, Ивановском, Челябинском, зоопарке Удмуртии, на Станции реинтродукции редких видов птиц Хинганского заповедника и в зарубежных зоопарках.
Самка Удынкэн, выращенная семьей в 2002 г., была транспортирована в Хинганский заповедник, где провела зиму на Станции реинтродукции, а весной помечена номерным кольцом и выпущена в природу. Наступившей зимой из Идзуми (Япония) было получено сообщение о встрече Удынкэн в стае зимующих журавлей.

Вот уже два года, как Борохолой откладывает неоплодотворенные яйца, видимо подкралась старость. Но инстинкт насиживания и выкармливания у пары остался. В эти годы они вырастили стерха и серого журавля для выпуска в природу. Причем судьбу серого Нестора удалось проследить после выпуска благодаря мечению GPS-GSM-передатчиком. Выпущенный осенью 2018 г. в месте осеннего скопления диких серых журавлей недалеко от Окского заповедника, он сумел войти в стаю сородичей, с ними начал миграцию и долетел до Ирана.


Арал и Борохолой, 2004 г.                                                                                        Арал на гнезде


Семья с птенцом Ситукэн, 2004 г.


Зимняя прогулка


Птенец Улэмэ в семье приемных родителей Брыки и Смолянки


Татьяна Анатольевна Кашенцева, заведующая Питомником редких видов журавлей, кандидат биологических наук
Фото автора
 




Copyright © Окский заповедник.
Все права защищены.
Мы в социальных сетях Окский государственный заповедник в Telegram Окский государственный заповедник в сети Одноклассники Окский государственный заповедник ВКонтакте Канал Окского государственного заповедника на Youtube

A A A