|
|
25.10.2024 - Американская норка в Окском заповеднике
Если в течение последних 20 лет вы сплавлялись по реке Пре или просто гуляли по берегу реки в окрестностях поселка Брыкин Бор, то вполне могли повстречаться с американской норкой.
В список видов зверей Окского заповедника она официально попала только в 2003 году, но, скорее всего, встречалась у нас и раньше. Еще в середине 1950 гг. высказывались подозрения, что она у нас водится. К этому времени (с 1933 по 1948 гг.) 3705 американских норок уже было выпущено в 50 точках СССР для обогащения фауны еще одним ценным пушным видом. В Рязанской области норок специально не выпускали, ближайшие к Окскому заповеднику пункты акклиматизации американской норки находились в Нижегородской и Тамбовской областях.
По следам, да и визуально, ее легко спутать с родственницей – европейской норкой, поэтому присутствие американки у нас было под вопросом, пока она не попалась в браконьерские верши. Тогда и удалось как следует рассмотреть зверька и убедиться – да, это американка. Главный признак, отличающий ее от европейской норки – белое пятно только на нижней губе (у европейской – и на верхней тоже). Правда, теперь ее уже и путать не с кем – европейская норка в заповеднике не встречается с 2009 года.
Зачем, спрашивается, к нам завезли американскую норку, если у нас была своя норка, ничем не хуже?
Оказывается, у этих двух видов есть важные различия, которые почти не заметны на первый взгляд.
Во-первых, мех американки более длинный, густой и пушистый, и, следовательно, считается более ценным.
Во-вторых, американская норка чуточку, но крупнее, что выгоднее с точки зрения производства норковых шуб.
В-третьих, американская норка отличается по «характеру»: она легче адаптируется к новым условиям, более стрессоустойчивая, а значит, лучше подходит для клеточного разведения.
В настоящее время американская норка на территории заповедника и окрестностей – обычный многочисленный вид. Она заселила все местообитания (малые реки, мелиоративные канавы, старицы, внепойменные озера), где ранее встречалась норка европейская.
Некоторые исследователи считают американскую норку главной виновницей исчезновения аборигенной европейской норки на большей части территории ее ареала, но однозначного мнения по этому вопросу нет, так как снижение численности европейской норки во многих районах началось до вселения норки американской. Есть мнение, что численность популяции европейской норки подорвали перепромыслом люди, а конкуренция с более сильной американской «сестрой» ее просто добила.
Так или иначе, но европейская норка стала большой редкостью и занесена в Красную книгу РФ как вид, находящийся под угрозой исчезновения, а американская норка заселила не только прежний ареал европейской норки, но и достигла высокой численности там, где европейской норки никогда не было – на севере и востоке России.
Образ жизни у американской норки примерно такой же, как и у европейской. Живет по берегам водоемов, отлично плавает, ловит лягушек, небольшую рыбу, мышей и околоводных птиц. Если вы шли по берегу реки и вдруг увидели, что из норы торчит утиное крыло – не удивляйтесь, это просто кладовая американской норки оказалась маловата для целой утки.
В наших водоемах американская норка нашла свою соотечественницу – ондатру, тоже завезенную к нам из Северной Америки (и тоже ради ценного меха). Нашла и обрадовалась – потому что на родине она ее с удовольствием ловит и ест.
С точки зрения экологического баланса хорошо, когда инвазионные (чуждые для наших экосистем) виды животных включают друг друга в пищевую цепочку, не вредя при этом местным видам. Так как навредить они еще как могут. Особенно, если размножатся сверх меры.
Как пишет орнитолог Окского заповедника, кандидат биологических наук Виктор Павлович Иванчев, «наибольшую угрозу американская норка представляет колониальным поселениям озёрной чайки, белокрылой, чёрной и белощёкой крачек, а также видам птиц-сателлитов – чомге, черношейной поганке, лысухе, камышнице. Для некоторых территорий Рязанской области американская норка отмечена в качестве определяющего фактора существования перечисленных видов».
Более скромная по всем параметрам европейская норка, очевидно, такой угрозы для наших птиц не несла. Теперь уже общеизвестно, что чужеродные виды, внедряясь в местную в экосистему, могут нарушать ее баланс. Теперь нам остается изучать последствия необдуманных действий наших предшественников, в первой половине ХХ веке увлекшихся идеями «улучшения» природы.
Если же посмотреть на американскую норку непредвзято, не имея в виду ее «чужеродность», то это красивый грациозный зверек, любопытный и не особенно пугливый. Который вовсе не виноват в том, что по воле людей его предкам пришлось стать эмигрантами на чужом континенте.
Надежда Леонидовна Панкова, старший научный сотрудник, кандидат биологических наук
|