|
|
26.09.2024 - Встречи с редкими пресмыкающимися
Сегодня мы публикуем рассказ Владимира Владимировича Мурзина, присланный на конкурс «Встречи с редкими животными». Прокомментировать работу мы попросили ведущего научного сотрудника Окского заповедника, герпетолога Элину Владимировну Антонюк.
Здравствуйте. В этом рассказе хочу поведать свою историю встречи, точнее нескольких встреч, которые впоследствии переросли в наблюдения за редкими пресмыкающимися на границе Московского и Рязанского регионов.
С чего всё началось
В дальнем Подмосковье, на юго-востоке, как раз на границе Московской и Рязанской областей, есть маленькая деревушка с красивым названием – Ливадия. Там, протекает живописная река Осётр, которая служит природной границей между двумя регионами. Есть там плотина и старый заброшенный ГЭС, абсолютно не портящий, а наоборот, идеально дополняющий природный пейзаж, хоть картину пиши! Чуть ниже его, по течению Осетра, есть мост, пройдя по которому, можно с лёгкостью оказаться на соседнем берегу уже Рязанской области. Там произрастает молодой широколиственный лес, протянувшийся широкой лентой вдоль реки Осётр, по которому мы с отцом любим гулять в любое время года. А любим мы его не только за живописные пейзажи, но и за то, что там можно встретить много животных и птиц, а бобров, плывущих по реке или грызущих ветвь на берегу, видим почти каждый день. Часто можно встретить на берегу Осетра и норку, но не европейскую, занесённую в Красную книгу обоих регионов, а завезённую с Американского континента гостью, которая облюбовала наши места и стала вытеснять хозяйку практически повсеместно. Уже ранней весной встречались нам здесь и редкие белые цапли, а однажды нас порадовала встреча с очень интересным и самым маленьким представителем отряда Совиные, тоже редким видом – воробьиным сычиком, но это уже отдельная история.
Вернёмся всё же к пресмыкающимся. Давно, когда я учился в школе, змей (может и к моему счастью!) мне как-то встречать не доводилось. Да и особого интереса они у меня в то время и не вызывали, только внутренний страх. Довольствовался ящерицами. Ну, видел один раз какую-то змею, переплывающую Осётр, и переползающего тротуар ужа, но интереса к ним у меня тогда не было, а пробудился он позже.
Вот как это было… Однажды, в один из прекрасных дней золотой осени, в начале октября, когда ещё хорошо припекало солнышко, прогуливаясь с отцом берегом реки, недалеко от моста, встречаем чёрную змею, намеревавшуюся переползти грунтовку перед нами. Змея возникла неожиданно и выползла на дорогу, до неё оставалось чуть более метра. Мы остановились и замерли в оцепенении. Змея нас естественно тоже заметила и, замедлив ход, быстро свернулась клубком и, немного приподняв голову, повернула её в нашу сторону. Нам надо было бы отойти назад и дать змее спокойно уползти, но змея, словно Каа в сказке про Маугли, загипнотизировала нас, и мы стояли, как вкопанные, не двигаясь и затаив дыхание. Змея, приняв оборонительную позу, стала шипеть, раздувая и сдувая своё чёрное туловище, пугая нас, но при этом не спеша переходить к дальнейшим агрессивным действиям в нашу сторону. Это шипение нас пробудило от «змеиного гипноза» и мы, не делая резких движений отошли подальше и уже с безопасного расстояния внимательно рассмотрели змею. Она была не маленькая, длинной около метра, ярко-чёрного пугающего окраса. Туловище змеи покрывали плотно прилегающие друг к другу чешуйки правильной формы, а снизу оно чем-то напоминало гофрированный шланг. Крепко засел в памяти и «змеиный взгляд». Она взирала на нас немигающим взглядом, своим «кошачьим» зрачком на красной радужке глаз. Немного пошипев и убедившись, что угрозы больше нет, змея распрямилась и опустив голову, поползла дальше по своим делам и быстро скрылась в бурьяне.
Эта была моя первая встреча с гадюкой-меланистом. От гадюки обыкновенной она отличается ярко-чёрной окраской. Очень похожа она и на гадюку Никольского, но эту практически не встретить в наших широтах, да и вообще это вид неоднозначный и мало изученный. Гадюка обыкновенная - редкий вид и занесён в Красную книгу Московской области.
Эта встреча со змеёй и пробудила у меня дальнейший интерес к ним.
Позже последовала целая череда как случайных, так и целенаправленных встреч с пресмыкающимися в этих местах.
Гадюка-меланист
Обыкновенная гадюка
Вторая интересная встреча
Как-то весной ехали мы с отцом на рыбалку и снова на том же месте, где ранее встречали гадюку, увидели какую-то змею. Она грелась на весеннем солнышке, около лужицы. Мы заглушили двигатель. Я достал фотоаппарат и начал рассматривать змею, не выходя из машины, чтобы не спугнуть. Это была золотисто-коричневого цвета змейка, длинной где-то около полуметра. Подошли к ней поближе, чтобы хорошенько рассмотреть. Змея оказалась веретеницей ломкой, безногой ящерицей, занесённой в красную книгу Московского и Рязанского регионов. Это была моя первая встреча с веретеницей. В дальнейшем мне ещё встречались веретеницы, была среди них и задавленная. Да, в последнее время много змей гибнут под колёсами машин, как ядовитых гадюк, так и безобидных ужей. И это проблема. Многие, специально давят змей (причём всех без разбора), считая, что тем самым приносят пользу, а наносят лишь вред природе.
Веретеница ломкая
Продолжение змеиной истории
После этих нескольких запомнившихся встреч мой интерес к змеям, обитающих в этих местах, усилился, и я уже регулярно стал приезжать и приходить в эти места ранней весной, когда змеи просыпаются и покидают свои «зимние квартиры», и в последние тёплые дни осени, когда они спешат укрыться от приближающейся стужи и провести холодную зиму в глубоком крепком сне. Хорошим «домом» для них служат плиты основания моста, под которыми они и зимуют.
У нас с отцом вошло в добрую традицию каждую весну наблюдать за разливом Осетра с этого моста. Хорошим разливом Осётр нас не радовал с 2012 года. В прошлом и этом году разлив нас удивил. Бурные воды Осетра стремительно неслись навстречу новым красотам весны. К середине дня солнышко уже прогревает асфальт на мосту и перед ним, а талая вода из леса и оврагов устремляется в реку, размывая на своём пути всё, в том числе и змеиные «зимние квартиры», заставляя их «жильцов» пробудиться от зимнего сна и покинуть свои места зимовки. Змеи неспешно поднимаются вверх и, развалившись на прошлогодней траве вдоль дороги или прямо на асфальте, вольготно греются на солнышке. В прошлом году замечаем чёрную гадюку на асфальте 27 марта, когда ещё повсюду лежал снег. В этом году в конце марта змей по обочинам дороги было очень много. Можно было наблюдать «змеиное собрание». Они пробуждаются от зимней спячки, собираются вместе и греются на солнышке. Среди них преобладают гадюки чёрного цвета - меланисты, гадюки обычные с коричнево-бежевым окрасом и яркой чёрной зигзагообразной полосой встречаются реже, приблизительно на 10 чёрных – 3 простых. Вообще, в окрестностях д. Ливадия с каждым годом намечается тенденция увеличения численности гадюк (особенно чёрных). Ужей, тем временем, исходя из наших наблюдений, наоборот становится меньше. Мне кажется, это связано прежде всего с размножением этих видов. Ведь легче родить полностью готовых к самостоятельной жизни змеёнышей, как это делают гадюки, чем найти подходящее место для гнезда, отложить яйца и только при условии благоприятной погоды и не повреждении яиц хищником или человеком из них появятся ужата. Более сложный процесс.
Вообще, на мой взгляд, главной причиной сокращения численности змей в Московском и Рязанском регионах, да и вообще повсеместно, является сокращение мест их естественного обитания, такие как: выделение земельных участков вблизи лесов и водоёмов для застройки дачами, активное развитие туризма, распашка и обработка полей и естественно пал сухой травы и лесные пожары, при котором змеи наиболее уязвимы. Убежать они никуда не могут и сгорают заживо в беспощадном огне пожара. Многие люди специально убивают змей (даже не ядовитых), считая при этом, что от них один вред. Делать этого категорически нельзя, потому что, во-первых, змеи – это своего рода санитары, выбраковывающие больных грызунов, переносчиков опасных инфекционных заболеваний. А во-вторых, те же самые многими ненавистные гадюки являются малочисленным видом, занесённым в региональные Красные книги. Численность змей в наших краях хорошо регулируется самой природой и без участия человека с помощью журавлей, аистов, цапель, ежей и некоторых хищных млекопитающих. Да, порой змеи действительно могут принести большие неприятности и даже беду в семью, но происходит это в редких случаях и обычно по вине самого человека. В случае неосторожности это происходит гораздо реже. Всем известны простые правила: заметили в лесу или на отдыхе у воды змею, не надо к ней подходить и тем более её трогать, а надо просто спокойно отойти в сторону и дать ей спокойно уползти по своим делам и самим идти по своим, внимательно смотря себе под ноги.
Сами змеи нечасто вторгаются во владения человека в летний период, зимой они вообще «спят». Чаще всего они беспокоят людей именно по весне и осенью. Если змея появилась на дачном или приусадебном участке, не нужно её убивать, а надо просто постараться вынести или «выгнать» её за пределы участка, соблюдая при этом все меры предосторожности. Хорошо помогают в этом хозяевам и их домашние питомцы. Собака – всегда просигнализирует хозяину о присутствии змеи, а кошки, благодаря своей молниеносной реакции, и сами могут расправиться с ней.
Правила при встрече со змеями просты и, если соблюдать их, то всё будет хорошо, как у людей, так и у змей и все будут мирно сосуществовать в своей среде обитания.
Обыкновенный уж
Элина Владимировна Антонюк, ведущий научный сотрудник Окского заповедника, кандидат биологических наук:
Рассказ В. В. Мурзина, с любовью воспевающего красоту родного края и его обитателей, порадовал осознанным отношением к пресмыкающимся, особенно к змеям, зачастую вызывающим негативное отношение у многих людей. Очень правильно расставлены акценты, что каждый имеет право на существование и нужен на нашей планете. Всегда можно обезопасить себя, соблюдая несложные правила поведения в природе. Совершенно верно подмечены автором причины сокращения численности многих видов животных, среди которых одной из самых бессмысленных и жестоких является гибель от палов сухой травы, вызванных человеческим фактором.
|