13.05.2021 - Военные годы в Окском заповеднике: смена приоритетов
22 июня 1941 года в Рязанской области, как и на всей европейской части страны, было введено военное положение.
Вслед за весной лето первого военного года выдалось довольно холодным. Согласно Летописи природы Окского заповедника, только в июне зацветают черемуха, дуб, сосна и ландыш. Разгар цветения липы приходится на начало августа.
Весной 2021 года в архиве Окского заповедника тоже прохладно и очень тихо. На страницах статей, планов и отчетов почти нет эмоций, не чувствуется боли и тревоги того времени, разве что мелькнет редкая вспышка злости на врагов и опять - планы, исследования, учеты, отчеты. Что же стоит за скупыми строками в официальных документах научного отдела заповедника военных лет?
Перенесемся на минутку на заседание научного совета 28 декабря 1940 года, где обсуждают план организации заповедного хозяйства на следующую пятилетку: инвентаризацию ихтиофауны заповедника для определения видового состава рыб и размещения по водоемам ОГЗ, разработку методики отслеживания флоры и растительности, музей природы и учеты выхухоли, постройку химической лаборатории, летней общественной кухни и здания естественно-исторической станции (комплексной научно-исследовательской станции с лабораториями и музеем, центральным отоплением и водопроводом), проверку способов лова рыбы без вреда для выхухоли, планы лесного отдела, составление научно-популярного очерка о заповеднике и приобретение резиновой лодки.
Предвоенные планы и надежды: купить резиновую лодку и рвануть по глади весеннего разлива спасать выхухолей, предлагая им плотики и дуплянки, - воображение сразу рисует кучку сбившихся на таком плотике смешных зверьков с длинными носами. Изучить кормовую базу лисицы, типологию лесов и болот заповедника, провести учет куриных и многое-многое другое..
На научном совете присутствуют директор заповедника Владимир Петрович Лавровский, заместитель по научной части Владимир Васильевич Козлов, зоологи Лев Павлович и Марина Николаевна Бородины, геоботаник Сергей Сергеевич Левицкий и некоторые другие сотрудники. Находящийся здесь же начальник Рязанской госоохотинспекции А. И. Головкин замечает: «Приходится удивляться объему и размаху работ в заповеднике».
Но нам уже пора дальше.
23 июня 1941 года в Окском заповеднике выходит первый приказ военного времени о расчете первых мобилизованных в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) рабочих: И. Ю. Лякина, Ф. Г. Судакова, Д. П. Русакова. Практически все мужчины призывного возраста, работавшие в заповеднике в 1941 году, побывали на фронтах Великой Отечественной войны: участвовали в боевых действиях или принимали участие в работе трудового фронта.
На вакантные должности назначали других, чаще всего женщин и молодежь. Так, например, июле 1941-го на должность гидробиолога Главком была прислана Наталия Сергеевна Юркевич, в августе наблюдателем-лесником зачислена Анастасия Лукьяновна Афонаскина.
Показательным примером сложностей в работе заповедника в военные годы является метеостанция. Созданная в феврале 1938 года метеорологическая станция в те годы занималась не только сбором метеорологических данных, которые использовались в научных работах, но и вела «Летопись природы». В конце 1941 года метеостанция приостановила работу, после получения соответствующих указаний от Главного Управления с 1 декабря 1942 года вновь возобновила деятельность, на договорных началах были приняты 2 научно-технических работника - заведующая Елена Николаевна Чашенко и наблюдатель Людмила Петровна Бахвалова. 17 октября 1944 года Людмила Петровна Бахвалова назначена уже заведующей метеостанцией на место призванного в РККА А. А. Горелова.
Много работы было выполнено по плану, но подобная чехарда в кадрах не могла не сказываться на эффективности работы. «Недостаточная квалификация и смена работников метеорологической станции отрицательно отразилась на полноте наблюдений, - говорится в Летописи природы. - Главным образом это относится к 1944 году».
Кроме того, в сентябре 1941 по приказу Главного управления происходит сокращение штата сотрудников заповедника на 19 человек. По возможности, сокращаемых сотрудников переводят на свободные низшие ставки.
Линия фронта подошла к территории Рязанской области уже через пять месяцев после начала боевых действий. 8 ноября в Рязани был введен комендантский час, с 27 ноября по 2 января 1942 года объявлено осадное положение - зимой войска Красной Армии перешли в контрнаступление и отогнали врагов от города. Но до начала 1944 года линия фронта проходила в нескольких сотнях километров от границы области.
Мы можем лишь догадываться, как жили люди того времени, со дня на день ожидая, что война докатится до их дома. И готовясь к этому.
С 10 по 12 июля 1941- го проходит курс противовоздушной обороны Марина Николаевна Бородина.
С 23 июля начато устройство траншей для бомбоубежищ с обязательным привлечением всех трудоспособных от 16 до 60 лет. В конце декабря 1941 года в восточной части заповедника была устроена противотанковая засека протяженностью около 15 км и шириной в 100-150, местами до 250 метров.
В августе 1941 года музей Природы переделали под столовую для эвакуированных московских детишек. Правда, уже через год в музее сделают ремонт и откроют для посетителей к XXV годовщине Октябрьской революции. Где теперь будут обедать юные москвичи - страницы молчат. Может быть, их эвакуировали в другое место, как и семью гидробиолога Наталии Сергеевны Юркевич, назначенной в заповедник в июле 1941-го и уехавшей уже осенью этого же года?
Холодный август 1941 года - начало работ ОГЗ по оборонной тематике. В связи с Отечественной войной был составлен новый план, в который включены темы и мероприятия, имеющие оборонное и сугубо практическое значение. Темы чисто теоретического значения в плане отсутствуют, все договорные работы также были исключены.
В ближайшие годы среди планов научных тем и мероприятий будут:
• Краткая климатическая характеристика Окского заповедника.
• Речная сеть заповедника, включая подробные описания переправ и бродов, промеры глубины и ширины.
• Выявление запасов и сбор семян гуттаперченосных бересклетов на территории заповедника и окружающих его районах.
• Выявление растений-задернителей и сбор семян с них.
• Выявление и описание участков местности, пригодных для посадки самолетов.
• Дорожная сеть заповедника.
• Сбор лекарственных растений силами семей сотрудников.
• Подсчет запасов спецдревесины.
• Выявление наиболее трудно проходимых мест на территории заповедника.
• Количественный учет охотничьей «промысловой» фауны заповедника (лось, бобр, пятнистый олень).
• Выяснение возможности отстрела лосей и боровой дичи (зайца, белки) без нанесения болезненного ущерба основному поголовью.
Большое внимание уделяют в это время ботанике: изучают задернители для авиаплощадок и дикорастущие пищевые растения, собирают и пытаются выращивать лекарственные растения, гуттаперченосные бересклеты.
Например, в 1943 году было заготовлено более 1 т лекарственных растений (в сухом виде): ландыша 16 кг, шиповника - 300 кг, трифоли - 32 кг. В 1944 году - 160 кг ландыша и 40 кг пустырника.
В питомнике лекарственных растений в 1942 году посеяны мыльнянка, донник, зверобой, белена, валериана, тысячелистник, сушеница, дягиль, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, узик, тмин. Валериана как наиболее ценный вид из дикорастущих растений была посеяна на отдельном питомнике площадью около 100 м2, заложенном в месте ее естественного произрастания.
Повышенный интерес московского начальства к заповедным бересклетам проявился еще в 1940 году - в России рьяно интересовались возможностью выращивать свой каучуконос, чтобы не зависеть от бразильской гевеи. Взятие образцов коры с кустов бересклета и определение в нем содержания гутты проводилось еще в 1940 году. Во время войны исследования продолжили - бересклет изучали и наряду с лекарственными травами пытались выращивать в специально созданных питомниках.
И опять среди научных отчетов мелькают оставленные войной следы. Летом 1942 года геоботаник заповедника С. С. Левицкий изучает на обнажениях растения-задернители - естественный зеленый «газон», который можно устроить на авиаплощадке. Естественных «ран» для таких исследований на мещерской заповедной земле мало, но война вносит свои коррективы. Две ямы образовались от взрыва авиабомб, сброшенных с немецкого аэроплана, преследуемого над территорией заповедника советскими летчиками.
19 октября и 27 ноября этого же года сотрудникам заповедника Ваньшеву Ф. Л. и Шарашкину Ф. Я. за проявленную бдительность и задержание на территории заповедника дезертиров выдается премия медом.
Отправляли мед и в качестве подарков бойцам на фронт. В отчетах 1942 года читаем: «Особое внимание при проведении культурно-массовой работы было уделено оказанию всевозможной помощи нашей доблестной Красной Армии... В качестве подарков собрано среди сотрудников заповедника и отправлено в Красную Армию:
• Ко дню Красной Армии - 70 стаканов табаку, к 1 мая - масла 5 кг, махорки 32 стакана и 150 руб. деньгами.
• К 25 годовщине Октября - рыбы копченой 60 кг, меду 50 кг, махорки 55 стаканов.
• Собрано теплых вещей: валенок 4 пары, перчаток шерстяных 13 пар, носков шерстяных 5 пар, свитер 1, овчин 12 шт.
• Реализовано билетов денежно-вещевой лотереи среди сотрудников заповедника на сумму 1140 руб.
• На строительство танковой колонны «Рязанский колхозник» собрано и внесено в банк 2805 руб».
В 1943 году геоморфологическая экспедиция геофака Московского Городского Пединститута (МГПИ) и Главного Управления по заповедникам при СНК РСФСР под руководством аспирантки МГПИ В. Н. Квятковской наносит на карту дороги заповедника, изучает проходимость самого большого болота - Бабьего, в рамках спецзадания продолжает работу над геоморфологическим описанием Пры.
Несмотря на сложное время, продолжаются учеты пятнистого оленя, бобров и выхухоли. Правда, например, на учетах выхухоли с 1941 по 1945 годы обследовался не весь опытный участок, а только 15 контрольных водоемов.
В 1943 году готовится научное обоснование выделения отдельных участков заповедника с особо ценными обитающими на них животными, растениями (или ценозами) или находящимися на них минералами, водоемами и другими подлежащими усиленной охране объектами и установление на них особо жесткого режима охраны.
В 1944 году доцентом МГУ орнитологом Птушенко Е. С. по договору выполняется инвентаризация птиц заповедника - отмечен 201 вид (всего для Рязанской области того времени отмечается 237 видов, включая и чисто степные виды - дрофу, стрепета).
В нашем далеком от тех времен настоящем, мы уже знаем, что бересклеты себя не оправдали. Зато акклиматизированные бобры радостно расселятся по водоемам заповедника. А пятнистые олени не приживутся, несмотря на организованную в те годы борьбу с волками и рысями. Мы знаем, что методы рыбной ловли, не вредящие выхухоли, останутся актуальными до сих пор. А плотики - нет, потому что весенние разливы стали редкостью и сотрудники больше озабочены углубление зимовальных водоемов для этого зверька, чтобы задержать в них драгоценную воду.
Мы знаем, что 30 апреля 1945 года над зданием немецкого рейхстага будет развиваться флаг нашей страны и 9 мая подпишут Акт о военной капитуляции фашистской Германии, война закончится. И уже никто не будет выяснять, какими землями и животными в заповеднике при необходимости можно будет пожертвовать. И можно будет снова строить планы на исследования не только оборонного и хозяйственного значения.
И еще мы можем надеяться, что уроки прошлого не забудутся и не повторятся.
С 1941 по 1945 годы на фронт мобилизовали 42 сотрудника Окского заповедника. 13 из них не вернулись. Но об этом мы поговорим в следующий раз.
Марина Геннадиевна Горянцева, пресс-служба Окского заповедника
Автор благодарит Татьяну Анатольевну Маркину, научного сотрудника заповедника, за помощь при работе с архивными материалами.
В статье также использовались материалы:
Записи Оксаны Михайловны Бутенко к 50-летию Окского заповедника
Информация Сергея Викторовича Погонина из архивов заповедника
Окский заповедник: История, люди, природа / Под ред. В. П. Иванчева. Рязань, 2015.
А. С. Онуфреня, М. В. Онуфреня. Русская выхухоль в бассейне Оки/Труды Окского государственного природного биосферного заповедника. Выпуск 37. 2016
Статья «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и Рязанская область» на сайте Рязанского государственного университета
|