Уже несколько лет в Окском заповеднике фотоловушки (автоматические устройства, реагирующие на движение и записывающие фото и видео) помогают зоологам наблюдать за жизнью лесных обитателей.
Но как относятся к такому вмешательству в их личную жизнь сами животные? Замечают ли они камеры, установленные на деревьях?
Фотоловушки, предназначенные для наблюдений за дикой природой, устроены так, чтобы звери замечали их как можно меньше. Работают, они, как правило, бесшумно, и вспышка для ночной съемки используется невидимая – инфракрасная. Однако выдавать камеру может запах. Нетипичный для леса «человеческий дух», который мы, конечно, не замечаем, но звери чуют. Но и когда запах выветривается, особенно наблюдательные звери могут обнаружить висящее на дереве чудо техники. Чем это закончится – зависит от вида и характера зверя.
В регионах, где обитает медведь, этот активный и любопытный зверь становится врагом фотоловушек номер один. В нашем заповеднике, где медведь – большая редкость, его «нишу» занимает кабан, не уступающий ему в пытливости.
Обычно фотоловушки мы закрепляем на деревьях специальными ремешками. Высота установки зависит от того, куда должна быть направлена камера. Но после нескольких случаев мы стараемся вешать их так, чтобы не смогли дотянуться кабаны.
«Что тут висит, надо изучить!» – должно быть, думает кабан, тыча в объектив камеры грязным пятаком. Висит проводок, кончик ремешка – пожевать, оторвать. Желательно оторвать от дерева и саму камеру, но не всегда хватает сил. Зато сдвинуть ее так, чтобы смотрела не на тропу, а куда-нибудь в сторону – это легко.
Таким вандализмом больше всего любят заниматься кабаньи дети и подростки – сеголетки и подсвинки, а вот самки, гипертревожные от груза ответственности за свое потомство, иногда воспринимают низко висящую фотоловушку как опасность и подают на своем кабаньем языке сигнал «бежать». И убегают. На всякий случай. Но через некоторое время привыкают к странной штуке на дереве и перестают обращать внимание.
Проявляют любопытство и лоси, но как бы высоко мы камеру ни повесили – они все равно дотянутся. Обследуют фотоловушку лоси в соответствии со своим спокойным и неторопливым, по сравнению с кабанами, характером. Лось подходит медленно, заглядывает в камеру большим печальным глазом. Обдумывает увиденное, прядая ушами. Трогает фотоловушку губами, лижет языком… Объектив запотевает, и лось удаляется в густом тумане. Все наши лоси были настолько интеллигентны, что не предпринимали никаких попыток к повреждению камеры. Правда, один лосенок-подросток как-то раз решил о фотоловушку почесаться.
В других заповедниках фотоловушки страдали от волков, рысей и даже енотовидных собак, но у нас таких случаев не было. Правда, иногда волки как будто замечают камеру и смотрят пристально прямо в нее. Но этим контакт и ограничивается.
Известно, что дятлы любят ударять фотоловушку клювом аккурат в датчик движения. Может быть, им мерещится там что-то вкусное. Белки с удовольствием грызут пластиковый корпус. А некоторые птицы используют солнечные батареи, на которых работают камеры, как присады, в результате чего корпус (а то и объектив) камеры оказывается обильно полит птичьим пометом.
Но самые мелкие и самые вредные враги фотоловушек – муравьи. Они проникают в фотоловушку каким-то невероятным образом, еще и проносят туда своих личинок. Активность муравьев внутри устройства приводит к сбоям, а то и к поломке.
Реакции животных на лесные камеры посвящен мини-сериал под названием «Низковато», смонтированный лаборантом-исследователем Марией Панковой из отснятых фотоловушками видеороликов.
Панкова Надежда Леонидовна, старший научный сотрудник
Монтаж видеоролика – Панкова Мария, лаборант-исследователь