Липовая гора, Бедная гора, Чернилова гора… В нашей равнинной местности «горами» называются возвышенности в поймах рек Оки и Пры, не заливаемые в половодье. На таких «горах», по весне становящихся островами посреди разлива, собирается зверье со всей залитой полыми водами поймы.
Наверное, самая знаменитая и самая изученная из заповедных «гор» - Липовая гора, где уже много лет расположены кордон заповедника и научный стационар, и куда каждую весну, лишь только река очистится ото льда и полетят первые перелетные стаи, съезжаются научные сотрудники для проведения зоологических исследований. Путь к Липовой горе идет по реке Пре, подтопившей свои берега, потом выходит на широкий голубой разлив Оки, а потом лодка сворачивает в красные от шиповника луга, последние несколько сот метров идет по «дороге» мимо берез (и их отражений) и пристает почти у самого кордона, у подножия «горы».
«Голая весна» - так принято у фенологов называть это время. Время, когда снег уже растаял, но лес еще прозрачен и голые стволы и ветви смотрят в воды разлива, еще не зашумела кудрявая дубовая листва, не поднялись луга, скрывающие от глаз наблюдателя жизнь диких обитателей Липовой горы, - яркое, волнующее, незабываемое время. И, надо отметить, ни в какое другое время не пишется столько «карточек встреч» животных, как в апреле. Постоянными спутниками орнитологов, наблюдающих пролет птиц, становятся лоси и косули, лисицы и кабаны, лояльно относящиеся к тому, что им приходится делить свою «гору» с сотрудниками заповедника.
Вода окружила Липовую гору, на сопредельных территориях открыта весенняя охота, то и дело вдалеке громыхают выстрелы, а жизнь животных идет своим чередом. Наблюдать за ней нам помогают фотоловушки, развешенные по краю «горы», возле столбов линии электропередачи, о которые любят чесаться кабаны. Итак, что же нового принесла зверям «голая весна»?
Когда я шла проверять фотоловушки, то заметила множество выбитых в земле пятачков и ободранных кустиков. Так делают самцы косули, когда метят свою территорию. Зимой косули, как правило, держатся небольшими группами, а к весне взрослые самцы разбредаются по угодьям и каждый занимает свою территорию, которой и будет придерживаться до осени. Чтобы показать соседям, что территория занята, они оставляют на земле и кустах свои метки. Хозяином Липовой горы оказался симпатичный козлик с пушистыми рожками (весной рога косули, как у всех оленей, еще не затвердели, и покрыты тонкой кожицей с короткой шерстью). Фотоловушка запечатлела его портрет.
Его копытные родственники – лоси - бродят по краю разлива, пожевывая иву. Не боясь холодной воды, шлепают по мелководью. В семье, за которой мы наблюдаем с осени, наблюдается пополнение – бока самки заметно округлились, она готовится в ближайшее время отелиться. Два годовалых лопоухих лосенка, всюду следующих за матерью, еще не знают, что скоро им придется учиться жить самостоятельно.
В качестве видеоиллюстрации - маленький «фильм» о весенней жизни зверей на Липовой горе, смонтированный из роликов, снятых фотоловушкой. К сожалению, камера висела немного криво, потому что ее сдвинул любопытный лось.
Апрель в Окском заповеднике. Монтаж видео с фотоловушек Марии Панковой
Остальное же лосиное население Липовой горы (молодые самки и самцы), не обремененное размножением, просто беззаботно бродит по лесу, наслаждаясь теплом и отсутствием снега.
Однажды одного из лосей фотоловушка застала гуляющим в компании с… кабаном. Весной звери благодушествуют, к тому же этим копытным нечего делить, ведь лося в пищевом отношении больше интересуют «вершки», а кабана - «корешки». Переживший эту трудную зиму секач исхудал, к тому же утрата густой подпуши после линьки зрительно усилила его стройность. Многочисленные порои на луговинах и в дубовых перелесках свидетельствуют о том, что жизнь его налаживается.
Но порои под дубами наблюдались не только кабаньи. Кабан роет рылом - глубоко, широко и округло, а тут кто-то оставлял небольшие покопки, будто бы сделанные когтистыми лапками. Прошлогодний дубовый опад мешает разглядеть следы. Помогла фотоловушка, сфотографировавшая «автора» этих покопок – енотовидную собаку.
А за час до моего прихода, оказывается, фотоловушка снимала лисицу, охотившуюся на полевок. Этим промыслом она занимается круглый год, но, наверное, без снега охотиться легче, к тому же грызуны покинули залитые водой низины, и, значит, на «горе» их стало больше. И вот, под прошлогодним опадом шуршат полевки (надоевшие за зиму), а по разливу плавают утки (большие и вкусные). Утки беспокоят лисицу, и она, бросив охоту на грызунов, прохаживается вдоль разлива, провожая глазами птиц (видит око – да зуб неймет).
Еще одного липовогорского обитателя фотоловушка «не поймала», но мы его увидели своими глазами. Заяц-беляк переживает непростое время, потому что его все видят: он на желтовато-рыжеватом фоне «голой весны» словно одинокий уцелевший сугроб. Шорох – и сугроб оживает, шевелит ушами и бросается наутек. Линька у беляков растянута во времени и серую защитную шкурку придется еще подождать.
Панкова Н. Л. — старший научный сотрудник, кандидат биологических наук