Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

10.03.2020 - Художественный конкурс «Природа родного края»

В рамках акции «Марш парков» Окский заповедник и Центр охраны дикой природы объявляют традиционный конкурс детского художественного творчества «Мир заповедной природы», темой которого станет «Природа родного края».



Основное условие участие в конкурсе этого года – постараться выполнить конкурсную работу непосредственно на природе – на пленэре.

Изобразите уголок природы, который вам близок. Вы можете нарисовать не только заповедное место и его обитателей, но и озеро или парк, в котором гуляете; любой уголок природы, который вы любите и хотите защитить, а обитающие там растения или животные вам хорошо известны. Находясь в непосредственном контакте с живой природой, человек лучше воспринимает и познает ее особенности и сможет более выразительно передать в рисунке свои впечатления.

Если у вас нет возможности выполнить конкурсные работы на природе, можно посмотреть познавательный фильм о природе России или своего региона и, вдохновившись её красотой, создать конкурсную работу.

Первый этап конкурса пройдет в Окском заповеднике, победители будут награждены дипломами и призами, а на втором этапе лучшие работы выберут в Центре охраны дикой природы в Москве. Отобранные работы будут выставлены в Окском заповеднике, пополнят галерею «Марша парков» на сайте ЦОДП, будут использоваться в печатных изданиях ЦОДП и детских экологических журналах, демонстрироваться на выставках в музеях и выставочных залах Москвы и, по возможности, других городов.

Конкурсные работы принимаются до 25 апреля, подробные условия изложены в Положении о проведении конкурса.

Красота природы Окского заповедника вдохновляет многих художников. Некоторые из них приезжают в заповедник вновь и вновь, другие – обретают здесь свой дом. Мы попросили некоторых профессиональных художников, не понаслышке знакомых с природой заповедника, рассказать об особенности создания художественных работ на пленэре и подсказать участникам конкурса, на что стоит обратить внимание.

Юлия Александровна Гольцева – член Союза художников России и руководитель детского кружка рисования Окского заповедника:

«Пленэр (франц. plein air, буквально – «открытый воздух») – термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения для возможно более полного воспроизведения её реального облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи, можно проследить в творчестве мастеров итальянского Возрождения и художников XVII в. Однако по существу принципы пленэра получили распространение в первой половине XIX в. (Дж. Констебл в Великобритании, А. А. Иванов в России). В середине XIX в. приверженцами пленэра выступают мастера барбизонской школы, а также К. Коро. Наиболее полное воплощение принципы пленэра нашли во второй половине XIX в. (именно тогда термин «пленэр» начинает широко употребляться) в творчестве мастеров импрессионизма – К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуара и др., а также в русской пейзажной живописи второй половины XIX - начала XX вв. (В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Э. Грабарь).

Рисовать на пленэре можно в любое время года. Но, разумеется, комфортнее всего в плюсовую температуру и без значительных осадков. Почти все профессионалы пишут на воздухе с натуры и в мороз, и в жуткую жару. Непогода часто работает на пользу этюду, ведь художник делает всё быстро, без посторонних мыслей, ни на что не отвлекаясь.

Природа – главный вдохновитель искусства. Для работы на открытом воздухе желательно взять раскладной стульчик, плотную бумагу на твёрдой основе, мягкие карандаши или другие материалы. Быстрые зарисовки вполне можно делать и стоя. Не ищите долго натуру, оставайтесь в первом приглянувшемся месте. Осмотрите его с разных точек зрения. Не помешает сделать пару маленьких эскизов, в которых набросайте будущую композицию, пусть с неправильными очертаниями предметов, но быстро.

Будет это горизонтальный или вертикальный формат? Изображать общий – панорамный –вид либо крупный план (например, поле с лесом вдалеке и небольшим дубом в этом пейзаже; или большой ветвистый дуб на фоне обобщённых поля и далёкого леса). Основываясь на меленьком эскизе переходите на больший формат. Наиболее важно сделать обобщение натуры, выделить для себя главное в композиции, возможно, отказаться от некоторых элементов натуры. Не начинайте изображение с мелких деталей, очень важно расположить в листе предметы сначала общими, пусть неверными очертаниями.

Элементы изображения не должны упираться в край листа. Если это работа цветными материалами, не стоит делать подробный подготовительный рисунок. Важно быстро закрыть плоскость цветом, взять цвет неба, земли и других крупных элементов. Прорабатывать детально, когда не останется белых пятен на листе. Если освещение изменчиво (то солнце, то облака), решите для себя, какое изображать и придерживайтесь этого. Важно понимать, что картина с натуры – это не фотография. Через картину художник передаёт не только объект изображения, но и своё восприятие действительности, индивидуальное видение окружения, настроение. Художник выделяет главное, отбрасывает ненужное, осмысливает натуру «под себя».

Также очень хорошо в условиях пленэра создавать не только целостные этюды и рисунки, но и детальные зарисовки отдельных элементов. Это может быть что угодно: витиеватая ветка сосны, травы и цветы, дерево интересной формы. Такие наброски очень помогают в доработке пленэрных вещей и создании картин в мастерской.»


Ю. А. Гольцева


Этюд на льду бесснежного декабря


Ю. Гольцева «Март»


Ю. Гольцева «Осенняя мозаика»


Ю. Гольцева «Старый чёлн»

Владимир Иванович Горянцев – художник из поселка Брыкин Бор, 27 лет преподававший изобразительное искусство в местной Городковической школе:

«Начинающим художникам в условиях пленэра стоит обратить внимание на перспективу. Перспектива позволяет передать глубину пространства на плоскости листа и может быть воздушной, цветовой и пространственной (угловой, линейной).

Для начала стоит освоить линейную. Для этого можно, например, воспользоваться картонной рамкой: в картонном листе формата А4 вырезать прямоугольник, оставив поля по 5 см с каждой стороны, получившуюся рамку закрасить черным цветом для повышения контраста. На вытянутой руке навести на объект. Рамка ограничивает угол зрения и помогает лучше оценить пропорции предметов. Увидеть, что на расстоянии они уменьшаются: ваш палец будет казаться больше, чем дом или дерево вдали.

Подобным приспособлением пользовались петербургские художники-перспективисты в конце 18 века - начале 19 века, когда пейзажное направление в российской живописи только зарождалось. Еще одним несложным способом оценить пропорции предметов может служить карандаш на вытянутой руке.»


В. И. Горянцев


Картины В. И. Горянцева

Сусанна Ханоян – член Союза художников России:

«Чем я руководствуюсь в выборе места? Мне нужно, чтобы меня «зацепило», заинтересовало, затронуло что-то в моей душе. Обычно долго ходишь и ищешь, что бы порисовать. Либо случайно натыкаешься на что-то интересное, когда проходишь мимо, а потом возвращаешься с этюдником или планшетом. Меня может заинтересовать какая-нибудь деталь, яркое пятно, которое и будет центром композиции, игра света и тени..

Нужно постараться передать в рисунке те чувства, которые вызывает у тебя то место, которое ты пытаешься изобразить: лёгкую тоску от тумана, например, или радость от яркости солнечного весеннего утра. Когда выбрал то, что собираешься рисовать, становится понятно, чем можно это сделать: для тумана подойдут карандаш или мягкие материалы; контрастности света и тени при однообразии цвета можно добиться тушью; для разноцветья солнечного дня и цветов – краски...»


С. Ханоян


С. Ханоян «Воспоминания. Туман»


С. Ханоян «Маленькие миры. Гриб»

Елена Владимировна Фролова – живописец, член ВТОО «Союз художников России», педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

«Пейзаж на пленэре позволяет максимально точно передать богатство и красоту природы.
В художественных школах обучение пленэру проводится в теплое время года, это один из основных элементов обучения живописи с натуры.

Живопись на пленэре имеет ряд особенностей: нужно успеть «ухватить» состояние. Этюд должен выполняться быстро, не больше часа, иначе состояние природы изменится.
Предпочтительней выбрать место в тени либо у вас должен быть специальный зонт, чтобы солнце не слепило глаза. Для начала нужно выполнить небольшой форэскиз (набросок, первый вариант), найти формат будущей работы, определить сколько будет неба, земли, расположить какие-то ландшафтные объекты, определить композиционный центр.

Используя форэскиз, перенести найденную композицию на нужный формат. Подготовительный рисунок можно сразу делать кистью. Работая цветом, сначала нужно «заложить» большие отношения – небо, земля. Начинаем писать с неба. Следим за растяжкой тона и цвета в небе, чтобы показать свето-воздушную перспективу. Приступаем к земле. «Укладываем» плоскость, следим за растяжкой цвета и тона. Далее пишем объекты (деревья, кусты, дома...)

Обращаем внимание на тени. Какого они цвета? Синеватые? Фиолетовые? Но всегда холодные. Сравните со светом: он - теплый. На этой разнице теплого и холодного и будет держаться весь ваш этюд. Обобщите работу, уточните детали.

Главное - получайте удовольствие от общения с природой и познания мира, почувствуйте себя частью чего-то большого и прекрасного.»


Е. В. Фролова


На пленэре


Художники из МБУДО «Чурилковская ДШИ» на пленэре в Константиново


Работа ученицы С. Тихоновой

Творческих вам достижений в создании конкурсных работ!
 




Copyright © Окский заповедник.
Все права защищены.
Мы в социальных сетях Окский государственный заповедник в Facebook Окский государственный заповедник ВКонтакте Канал Окского государственного заповедника на Youtube Окский государственный заповедник в Instagramе

A A A