Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

18.10.2018 - Международный день бобра

18 октября отмечается Международный день бобра.



Окский заповедник по праву можно назвать колыбелью мещерской популяции речного бобра, ведь именно здесь около 80-ти лет назад началась реинтродукция этого вида в бассейне р. Оки, где он был практически истреблен еще в 17 веке.

Трудно представить себе берега реки Пры без погрызенных бобрами дубов, накатанных «вылазов», косолапых перепончатых следов на отмелях, но когда-то все было иначе… Сегодня, в Международный день бобра, вспомним, как исчез и вновь появился в наших краях этот замечательный грызун.

Взаимоотношение человека и бобра имеет давнюю историю: бобровые кости археологи находят в кухонных остатках на стоянках человека, начиная со времен палеолита. Со временем бобр начинает играть все большую роль в человеческом хозяйстве. О былом значении бобра свидетельствуют многочисленные записи в летописях, различных грамотах, завещаниях и других исторических документах, а также многочисленные «бобровые» названия озер, рек, ручьев и населенных пунктов (например, топоним «Бобровка», если верить «Википедии», встречается на просторах нашей страны не менее 120 раз).

Популярность бобру обеспечила в основном мягкая пушистая шкурка, которая раньше нравилась всем (теперь, на радость бобрам, наконец-то вышла из моды). Бобр ценился даже выше соболя. Как свидетельствуют историки, в 17 веке на Руси оптовая цена за десяток бобров составляла от 8 до 30 рублей (для сравнения – корова тогда стоила 1-2 рубля). Не удивительно, что ловля бобров стала отдельной хозяйственной отраслью, обслуживающейся особыми специалистами – «бобровниками», которые освобождались от многих повинностей и были людьми уважаемыми. По данным историков, первоначально территория нынешней Рязанской области колонизировалась как раз такими бобровниками, а также бортниками и рыболовами. Для лова использовался всяческий инвентарь: сети, рожны, осоки, поколоды, ковши и капканы. И так успешно, что к 17 веку численность бобров катастрофически упала. Не помог и царский указ 1635 года, согласно которому запрещался капкан («железо»), как самое истребительное орудие (ослушников штрафовали и били кнутом). Бобры в больших и малых реках заканчивались, и бобровникам пришлось искать себе другую работу.


Бобровые угодья Окского заповедника (вероятно, в таких же старицах обитали бобры и в древности)

Местность, на которой происходил лов бобра, называлась «бобровый гон». В окрестностях нынешней территории заповедника бобровые гоны были известны в долине Оки близ сел Ижевское (упомянуто в 1390 г.), Ерахтур (1627 г.), Киструс (16 век). Единичные бобры встречались в бассейне реки Пры до 1800 г., в самых труднодоступных местах, но потом исчезли вовсе. Завалились норы, порушились хатки и плотины, природа Мещеры стала бобра забывать.

Однако, времена менялись, прошло время «бобровников» и началось время «боброведов». К началу ХХ века бобра причислили к вымирающим видам. В1922 году постановлением СНК РСФСР была категорически запрещена всякая добыча бобров. С 1923 г. начинается организация специальных бобровых заповедников (Воронежский, Березинский, Кондо-Сосьвинский) в местах, где эти звери еще чудом уцелели (на всей территории СССР сохранилось менее 1000 особей). Начинаются работы по восстановлению этого вида, возвращению его в природу (реинтродукции).

Реинтродукция бобра в Окском бассейне связана с именем Марины Николаевны Бородиной, в 1936 г. приехавшей вместе с мужем-зоологом в только что образовавшийся Окский заповедник. Работа для молодых специалистов, только окончивших ВУЗ, предстояла ответственная. Надо было обследовать территорию заповедника, подобрать подходящие водоемы для выпуска бобров, которые будут выловлены в Воронежском заповеднике, и готовить сам выпуск.


Марина Николаевна Бородина – первый «бобровед» Окского заповедника

В архиве заповедника хранятся отчеты тех давних лет с грифом «хранить постоянно» – пожелтевшие машинописные листы с вписками и подчеркиваниями чернилами от руки, с неповторимым запахом времени. Сохранились и черно-белые фотографии, отражающие рабочий процесс. По имеющимся материалам мы можем отчасти восстановить первые шаги этого исторического события – возвращения бобров в Мещеру.

Итак, 1937 год. 12 бобров из Воронежского заповедника едут на свое новое место жительства. Сначала клетки с бобрами на подводах везут до станции Графское, оттуда по железной дороге до станции Шилово (17 часов!). Затем бобров загрузили в автомашину и довезли до базы заповедника, а оттуда до места выпуска еще 25 км на лошадях.


Отправка бобров для расселения (фото из Музея природы Воронежского заповедника).

Всего бобры были в дороге двое суток. К 24 августа измученные животные уже на месте, ждут выпуска. Торжественный момент! Лет триста здесь не ступала бобровая лапа. А на озере Уханском, выбранном быть первым бобровым озером, уже все приготовлено к приему новоселов – руками сотрудников заповедника построены две хатки и вырыта нора.


Озеро Уханское, 2009 г.

А для ученых, рабочих и наблюдателей – новенький кордон на поляне у озера, с хозяйственными постройками. Первую ночь на новом месте бобры провели в теплом сарае. Им надо было отдохнуть с дороги и набраться сил. Но один взрослый рыжий самец не дождался утра: открыв клетку, подлез под запертую дверь, и отбыл в неизвестном направлении. Как установили потом по следам, этот самостоятельный грызун отправился путешествовать по заповеднику: проплыв заботливо подготовленное озеро Уханское с его хатками, рванул через болото на оз. Кальное, там подкрепился ивовыми ветками, двинулся дальше по болоту и осел в одной из стариц Пры, примерно в 7 км от исходной точки. Ночью погибли два молодых, слабых бобра, не перенесших долгой дороги. Остальные же были выпущены утром с лодки в гостеприимные воды озера Уханского. Так вновь затеплили бобровую жизнь в Мещере.


Бобры перед выпуском (фото из архивов Окского заповедника)

Под заботливым присмотром наблюдателей бобры принялись обживаться. Хоть и не родная их воронежская речка Усманка, но тоже неплохо. Еды в озере и по берегам было достаточно, особенно пришлись по вкусу корневища кубышки, тростника и ветви прибрежных ив. Кстати, бобры так интенсивно ели кубышку, что за 2 года уничтожили заросли площадью 70 кв. м. Не удовлетворившись искусственными жилищами, начали строить свои и быстро изрыли норами западный берег. К осени, в соответствии со своими инстинктами, бобры принялись заготавливать ветки на зиму. Перезимовали успешно. Прошел еще год, перенесли бобры и летнюю засуху. А весной 1939 г. в одной из искусственных хаток был обнаружен первый приплод – два бобренка - два первых бобра, родившихся на Мещерской земле. Можно представить себе радость ученых. Процесс заселения заповедника начался!

В течение трех лет в разные водоемы заповедника было выпущено еще 23 воронежских бобра. Они хорошо приживались на новом месте, а во время войны уже начали образовывать новые поселения на водоемах заповедника и за его пределами. Последующие страшные события не смогли остановить начатого процесса. Бобры продолжали расселяться, а Марина Николаевна, проводив мужа на фронт, продолжала их изучать. К 1950-м годам бобры заселили уже почти все возможные водоемы заповедника, во многих из которых их потомки живут и до настоящего времени. В 1956 г. в Окском заповеднике уже сочли возможным отловить сотню бобров для отправки в другие регионы. А в 1957 г. М. Н. Бородина защитила кандидатскую диссертацию на тему «Реакклиматизация речного бобра в бассейне реки Оки и биологические основы его хозяйственного использования» и стала одним из авторитетных специалистов по бобру в нашей стране.


Бобр из «мещерской» популяции – потомок воронежских переселенцев (фото с фотоловушки)

В настоящее время численность речного бобра в Окском заповеднике и окрестностях достаточно высока и продолжает расти, несмотря на то, что на сопредельных территориях уже несколько лет как разрешена охота на этого зверя. Бобровый мех нынче не в цене, мясо тоже не всем по вкусу, добывают бобра чаще всего ради «бобровой струи» (секрета пахучих желез, с помощью которого бобры метят свою территорию), использующейся в народной медицине.

Панкова Н. Л., старший научный сотрудник, кандидат биологических наук
 




Copyright © Окский заповедник.
Все права защищены.
Мы в социальных сетях Окский государственный заповедник в Telegram Окский государственный заповедник в сети Одноклассники Окский государственный заповедник ВКонтакте Канал Окского государственного заповедника на Youtube

A A A